В семье учителя вокала 28 марта 1912 года появилась на свет прелестная малышка Марина. Ее папа Михаил Малинин работал артистом оперы и антрепренером, а мать Анна Спиридонова была учительницей.

"Тамбовщина в истории и лицах". Мария Раскова

Девочка радовала учителей и родителей блестящими вокальными талантами, все прочили ей карьеру оперной певицы. Поэтому кроме средней школы она занималась на детском отделении консерватории. Но мечтам не суждено было сбыться, они разбились о непоправимую трагедию, которая оборвала жизнь главы семейства. Марина Раскова приняла решение пойти зарабатывать, чтобы помочь матери материально, а также поднять на ноги младшего брата. Девушка недолго думала, куда попроситься на работу, ведь совсем рядом с домом находился Бутырский химический завод. Именно там для нее нашлось место лаборантки, хотя вначале такая должность не вызвала у нее ничего, кроме разочарования. На заводе ее внимание привлек молодой инженер Сергей Иванович Расков, и вскоре Марина вышла за него замуж. Произошло знаменательное событие весной 1929 года, спустя год у них родилась дочь Татьяна. Чтобы ухаживать за ребенком, Раскова на год оставила работу. Ее семейная жизнь дальше не заладилась – брак распался в 1935 году.

"Тамбовщина в истории и лицах". Мария Раскова

Перемена деятельности

Девушка бросает поднадоевшую профессию, чтобы переучиться на чертежницу. С 1932 года она начинает деятельность в аэронавигационной лаборатории. Перед ней каждый день открывалось все новое и интересное – жизнь обрела смысл среди приборов. Вначале Марина опешила перед изобилием сложных технических терминов, но вскоре быстро разобралась в их назначении. Ведь работа обязывала ее находиться среди слушателей академии на лекциях и практических занятиях.

Первая женщина-штурман

В 1930-е годы в СССР многие молодые люди грезили о летном деле. Марина Михайловна тоже заинтересовалась аэронавигацией, но никто даже не мог предположить, что девушка станет отважным военным летчиком. Марина Раскова упорно шла к цели и прочла массу книг о мастерстве штурманов. Для осуществления мечты понадобилось пополнять пробелы в знаниях по физике, астрономии, высшей математике. Дополнительно она изучила радиотехнику, метеорологию и сопутствующие науки. Преподаватель академии Александр Васильевич Беляков заметил рвение сотрудницы, стал помогать осваивать трудные термины. Раскова Марина без протекции своего учителя безупречно сдала выпускные экзамены в Ленинградском институте Гражданского Воздушного Флота. В советской авиации она стала первой женщиной-штурманом, а дополнительно проводила и трудную исследовательскую работу.

Для защиты дипломной работы Марине Михайловне нужно было провести аэрофотосъемку для описания авиалинии Одесса – Батуми. Марина Раскова проводила фотосъемку в трудных условиях: летала по 7 часов ежедневно, даже в штормовую погоду. Дипломную работу летчицы посчитали блестящей, поэтому после экзаменов она получила ответственную должность – инструктор аэронавигационной лаборатории. Дополнительно в стенах альма-матер она успешно преподавала штурманское дело для старших офицеров. Она учила закаленных военных основам летной грамоты и тактике воздушного боя. Кроме того, она проводила практические занятия, где могла за один вылет сделать около пятидесяти заходов на ориентир на самолете “ТБ-3”. Сам начальник академии вызвал Раскову и задал вопрос, какую награду желает получить за успешную подготовку штурманов. Девушка ответила, что хочет научиться управлять самолетом.

Участие в первомайских парадах

 Марина Михайловна Раскова поступила в Центральный аэроклуб в Тушино, и в 1935 году успешно завершила обучение. Школа пилотов подняла девушку к новым свершениям: теперь она стала заниматься подготовкой первомайских воздушных парадов. Марина Раскова – летчица, которая не только рассчитывала в точности траекторию полета каждой машины, но и сама летела впереди парадной колонны на флагманском самолете. Марина Михайловна была известной личностью в Москве: на нее равнялись юные комсомолки, о её достижениях писали газеты. Раскова принимала участие в дальних перелетах, ставила мировые рекорды. За заслуги была награждена орденом Ленина.

"Тамбовщина в истории и лицах". Мария Раскова

Подвиг летчицы

В 1937 г Марина Михайловна Раскова – первая женщина в СССР совершила подвиг, прославивший её на всю страну. В качестве штурмана самолета АИР-12, она принимала участие при установлении мирового рекорда на самый длительный по протяженности полет. Год спустя, ее биография пополнилась сразу двумя мировыми рекордами по дальности полета на гидросамолете МП-1.

В сентябре 1938 года был совершен еще один отважный полет, совместно с Гризодубовой и Осипенко по маршруту Москва – Керби (село на Дальнем Востоке), дальность – 6450 км без посадок. Этот подвиг чуть не стоил летчице жизни. Полет проходил в экстремальных условиях, при температуре минус 35 градусов. Приборы вышли из строя, закончилось топливо, и Гризодубова приказала Марине Расковой совершить прыжок в тайгу с парашютом. Летчица выполнила приказ и в последующие десять суток, превозмогая голод и холод, добиралась к намеченному месту посадки.

За проявленные мужество и установленный мировой рекорд по дальности полета, Марине Расковой в числе первых женщин в стране было присвоено звание Героя Советского Союза. Позже ей вручили и медаль Золотая Звезда.

Армейская служба.

С 1938 году Раскова числится в рядах Красной Армии и в штате народного комиссариата внутренних дел (НКВД). Перед самой Великой Отечественной войной, она получила звание старшего лейтенанта, проживала в Москве.

Когда началась Великая Отечественная война Марина Раскова выступила с предложением создания особых женских боевых частей для защиты Родины. Для этого она даже использовала свои личные контакты со Сталиным.

В конце октября 1941 г, по приказу народного комиссариата обороны СССР, в городе Энгельс Расковой была сформирована авиагруппа, состоящая из трех женских авиаполков: Пе-2 бомбардировочного, Як-1 истребительного и По-2 ночного бомбардировочного, носившего неофициальное прозвище у немцев «Ночные ведьмы». Именно этими бесстрашными летчицами и была назначена руководить Марина Михайловна, которой к тому времени присвоили звание «майор».

Четвертого января 1943 года при перелете по маршруту Арзамас-Саратов отважная летчица попала в сложные метеоусловия на этом героическая биография Марины Михайловны Расковой закончилась.

Посмертно Марину Раскову наградили орденом Отечественной войны I степени, а 588-му полку за последующие успешные действия на Северо-Кавказском и Донском фронтах присвоили ее имя. За весь период Великой Отечественной войны полк совершил множество подвигов, в том числе 1134 боевых вылета и сбросил на врага 980 тонн бомб.

Память

 "Тамбовщина в истории и лицах". Мария Раскова

В память об отважной летчице ее именем названы: 125-й Гвардейский бомбардировочный полк. Улицы в городах нашей страны. Ее имя носили и два судна. Так же именем Марины Расковой названо бывшее Тамбовское высшее военное авиационное училище.