Стресс, инфаркт, приступ эпилепсии: чем грозят жителям Тамбовской области "умные" светильники?

Жители малых городов региона жалуются на плохое освещение улиц, выполненное ООО «ААА Инжиниринг».

В Тамбовской области вот уже около 6 лет проводится модернизация уличных систем освещения с использованием энергосберегающих технологий. Казалось бы, дело просто замечательное, в мире придумано немало способов снизить затраты электроэнергии, повысив качество освещения улиц. По этому пути пошла и Тамбовская область. В 2016 году в Кирсанове был реализован первый проект с участием московской компании ООО «ААА Инжиниринг». 

Сообщалось, что в городе 1096 старых светильников были заменены на новые, энергосберегающие. Свет появился даже там, где его не было. При этом ежегодная экономия должна была составить более 5 миллионов рублей.

По опыту Кирсанова в 2016 году модернизацию провели в Мичуринске. В 2017 году программу реализовали в Моршанске и в городе Уварово. Затем в Рассказово и райцентрах области.

Однако, вскоре выяснилось, что не очень-то светло на улицах. Уровень освещённости оставляет желать лучшего. Да и с автоматикой кое-где возникли проблемы. Так, в прошлом году жители Кирсанова жаловались на сайт губернатора, что свет автоматически включается в 21.30, а темнеет на улицах гораздо раньше. Тогда им ответили, что свет включается по утвержденному графику энергосервисного контракта с «ААА Инжиниринг». И точка.

Выяснились и другие «косяки» модернизации. Так, по словам экспертов в 2016 году ООО «ААА Инжиниринг» в Кирсанове допустило ряд нарушений. Например, рязанская компания «Новый Свет» предоставила подрядчику лампы с завышенным по паспорту световым потоком, в свою очередь москвичи завысили эту величину ещё в два раза. Кроме того, лампы в фонарях оказались не предназначенными для уличного освещения. При этом в 2017 году они стали массово выходить из строя. Хотя изначально говорили, что светодиодные лампы способны служить до 20 лет.

Похожая история случилась в Мичуринске. Снова не те лампы, завышенный световой поток и отсутствие светотехнических расчётов. В Моршанске и Уварово лампы были уже с линзами, но вердикт экспертов оставался таким же: недостоверные данные по световому потоку светильников, отсутствие светотехнических расчётов. Заказчик параметры лампы не проверял и поверил исполнителю на слово.

Такой же энергосервисный контракт, согласно которому инвестор «ААА Инжиниринг» модернизирует уличную систему освещения, а потом получает за это дивиденды в течение пятилетки, был заключен в 2018 году и в Котовске. Его стоимость составила 12,5 миллионов рублей.  

Сюда подрядчик предоставил светильники «Победа». По всем характеристикам они подходят, но, согласно постановлению Правительства РФ №1356 от 10.11.2017, коэффициент пульсаций уличных светильников на первом этапе не должен превышать 10%. В то время как светильники «Победа» превышают этот уровень в четыре раза. 

Следствием превышения коэффициента пульсаций у уличных светильников может стать серьёзный вред здоровью. Медики заявляют, что высокочастотные пульсации света напрямую влияют на гормональный фон человека, суточные биоритмы и связанные с ними работоспособность, утомляемость, эмоциональное самочувствие. При длительном воздействии это может привести уже к хроническим заболеваниям органов зрения, сердечно-сосудистой и нервной системы. Бедные пешеходы, а особенно – водители автомобилей. Такие же светильники установлены в Знаменке и Бондарях.

Тем не менее, Котовск продолжает развивать и углублять отношения с «ААА Инжиниринг». Как сообщают городские власти, на днях совместно с московской компанией здесь подвели некоторые итоги сотрудничества.

Замену старых светильников на «Победу», а так же установку «шкафов управления», позволяющих автоматизировать уличное освещение – самостоятельно включать и выключать фонари в зависимости от времени суток или приглушать их яркость в определённое время. Следующим этапом сотрудничества власти называют перевод школ и детских садов на энергоэффективные технологии, а также применение умных энергосберегающих решений в управлении многоквартирными домами.

Много вопросов у экспертов к технической реализации модернизационных проектов. По их словам, зачастую светильники стоят слишком далеко друг от друга, а еще вкривь и вкось, освещая не столько дорогу, сколько обочины, например. Или же они оказываются за деревьями и кустарниками, как это отмечено в Жердевке.

При этом проблема уличного освещения – это не столько проблема экономии электроэнергии, сколько вопрос безопасности водителей и пешеходов. В ГИБДД существуют претензии к муниципалитетам по поводу отключения света в ночное время, а также недостаточной освещенности улиц, которая является фактором, сопутствующим возникновению ДТП. 

«Существуют установленные нормативы освещенности улиц, и не всегда существующие фонари способны его обеспечить», – рассказали в ГИБДД. 

Там есть необходимые приборы – люксометры, с помощью которых летом можно проверить этот уровень и предъявить претензии муниципалитету. В последний раз с судебным иском по поводу недостаточной освещенности пешеходного перехода на улице Советской, 198 ГИБДД обратилось к администрации Тамбова. 

В областном центре проблема освещенности улиц такая же острая. Например, после капитального ремонта с перекладкой теплоцентрали №1 улицы Карла Маркса в 2010 году, светлее там не стало. Скорее, наоборот. Жалуются на большое расстояние между фонарями на улице Чичерина и в других местах города.

Стоит добавить, что внедрение энергосберегающих технологий у нас не обходится и без уголовных дел. Так, «первой ласточкой» стал бывший директор регионального центра энергосбережения Олег Кабылдаев, которого в 2014 году приговорили к 7 годам заключения за взятку. А недавно и фирма «ААА Инжиниринг» фигурировала в скандальном уголовном деле замглавы Мичуринска Марины Самылиной.

Виктор Семёнов

Новости на Блoкнoт-Тамбов