Скопинские зрители повидали «Белый свет»
Как не раз прозвучало в ходе фестиваля, акция была призвана подтвердить, что  является одним из центров театральной жизни в нашей стране. На фестиваль съехались коллективы профессиональных театров из Орла, и Калуги. Свою постановку представил и молодежный театр «Предел».
В рамках фестиваля на сцене «Предела» демонстрировались спектакли, показывающие почти все жанры и возможности театрального искусства. Так, открылся форум 26 сентября 2019 года классической постановкой «Варшавская мелодия» Орловского муниципального драматического театра «Русский стиль» им. М. Бахтина по одноименной пьесе Л. Зорина. Эту лирическую драму из послевоенного СССР — о любви советского офицера и польской музыкантши Гелены и их несостоявшемся счастье, которому помешали политические препоны, поставила режиссер . Сцена из спектакля «Варшавская мелодия». 27 сентября 2019 года в 15.00 МАУК ДТ «Тамбовский Молодёжный Театр» показывал яркую, насквозь метафоричную драму «Овраг. The end!» по повести «До свиданья, овраг!». Повесть, на которой основана пьеса, была одним из литературных открытий эпохи 1990-х: это история бездомных собак, обитающих в овраге, который люди решили забетонировать, чтобы строить там собственные дома. Инсценировку повести сделала , поставил спектакль заслуженный работник культуры Виктор Федоров.
Сцена из спектакля «Овраг. The end!». 28 сентября 2019 года состоялись сразу два спектакля. Одним была работа Молодежного театра «Предел» — постановка заслуженного работника культуры России Владимира Деля «Ты че такой похнюпый?» по рассказу «Колеса» известного писателя с актером труппы МХАТ им. Горького Михаилом Сивориным в главной роли. Михаил Сиворин — ученик Владимира Деля, с 10 лет играл в его театре. Моноспектакль «Ты че такой похнюпый?» — трагическая история молодого парня, не нашедшего себя в мире, бездарно распорядившегося величайшей ценностью — собственной жизнью…
Сцена из спектакля «Ты че такой похнюпый?». Завершился фестиваль лирической фантасмагорией Калужского областного Театра юного зрителя «Музей исчезнувших вещей» по одноименной пьесе современного писателя и драматурга Андрея Убогого, жителя . В пьесе рассматривается Время как метафизический феномен, а проще говоря — невозможность повернуть его вспять и исправить в старости ошибку любви, совершенную в молодости. Спектакль богат элегантными отсылками к культуре и быту 1970-х годов, которые вызвали у зрителей волну теплых ностальгических чувств, но его основная тема — умение принимать то, что у тебя есть, и находить в этом радость. Поставил его , главный режиссер Калужского областного ТЮЗа.
Сцена из спектакля «Музей исчезнувших вещей». Привезенные на фестиваль спектакли не были новинками — у некоторых уже солидный список регалий за плечами. Постановка «Предела» по рассказу Прилепина вошла в шорт-лист фестиваля «Золотая маска 2017» и победила на «Рождественском параде» в . А калужский «Музей исчезнувших вещей» получил в прошлом году Золотой диплом XVI Международного театрального фестиваля «Золотой витязь».
Теперь к этим знакам отличия добавились награды III Межрегионального театрального фестиваля «Белый свет». Организаторы форума решили продолжить современную тенденцию: отказаться от призовых мест и объявить лауреатами фестиваля всех его участников. Это справедливо: каждый театр привнес в творческий процесс какую-то свою ноту, был уникален и незаменим, и по-своему запомнился публике. Лауреатами «Белого света» стали также «хозяева» фестиваля, молодежный театр «Предел». Тамбовский коллектив на награждении. Также организаторы придумали дипломы — характеристики театров, которыми отметили самое ценное, на их взгляд, в сегодняшнем сотрудничестве. Так, Калужский областной ТЮЗ стал обладателем диплома III Межрегионального театрального фестиваля «БЕЛЫЙ СВЕТ» в номинации «Идеальное актерское братство». Как пояснил во время награждения, этой наградой отметили особенное взаимопонимание, сложившееся у калужских артистов с принимающей стороной. МАУК ДТ «Тамбовский молодежный театр» и его детище «Овраг, THE END!» заслужили диплома в номинации «Лучший актерский ансамбль». Также дипломом III Межрегионального театрального фестиваля «БЕЛЫЙ СВЕТ» награжден режиссер постановки Виктор Федоров. Диплома за «Лучший актерский дуэт» удостоили артистов Орловского муниципального драматического театра «Русский стиль» имени М. М. Бахтина и Владимира Верижникова, исполнителей главных ролей в спектакле «Варшавская мелодия».

Награждение Михаила Сиворина. Для Михаила Сиворина разработали самую, на мой взгляд, креативную номинацию: «Герой нашего времени».

— Сиворин — мальчик из райцентра, он ходил по этим улицам в первую среднюю школу и занимался театром, имея в жизни большую важную цель! — горячо объяснил суть номинации Владимир Дель. — Теперь он сумел добиться всего, что хотел: стал актером МХАТа, пробился в кинематограф, по телевизору идут сериалы с его участием. Да, не каждый выходец из малого города становится известным артистом — но если такое происходит, это достойно уважения! Номинация подразумевает, что награжденный — герой именно нашего времени и города!

К дипломам прилагался специальный памятный приз «Театральная свеча», творение скопинских гончаров. Специальный приз фестиваля «Белый свет». В награждениях неизменно участвовали заместитель главы администрации города Скопин по социальной работе и начальник управления культуры и туризма города Скопин Марина Ретюнская. Представители властей не ограничивались вручением лауреатам почетных дипломов, а высказывали свои мнения и впечатления о спектаклях, актерской игре, драматических идеях. Ни один спектакль не оставил публику равнодушной — и это был главный итог фестиваля. На спектакле «Овраг, THE END!», предназначенном подростковой аудитории, одна девочка буквально обливалась слезами — так жалко ей было обреченных собак. Другая просила отменить какое-то важное дело, ради которого мама пришла ее забрать с середины спектакля.

Актерское братство: тамбовские и скопинские артисты. До этого фестиваль «Белый свет» организовывался в Скопине уже два раза. Первый — фестиваль моноспектаклей — прошёл в 2007 году. На него приезжали, в числе прочих гостей-участников, театры из Франции и Дании, связанные с «Пределом» многолетней творческой дружбой. Второй «Белый свет» провели в 2011 году. Ранее форум устраивали силами одного «Предела», и это объясняло, в том числе, нерегулярность театрального события и его камерный характер. В этом году — Году театра — к его организации подключилась администрация города Скопина, что дало новые возможности. Власти города обеспечили коллективам радушный прием и проживание в Скопине. Глава города Олег Асеев приветствовал форум словами: «Уверен, что фестиваль „Белый свет“ станет значимым явлением в культурной жизни нашего региона и принесет всем массу ярких эмоций и незабываемых впечатлений». Более того, возникла даже мысль сделать «Белый свет» ежегодным, благо, у «Предела» за 30 лет деятельности сложились продуктивные творческие связи со множеством ярких и интересных коллективов России и зарубежья, и все коллеги будут рады приехать по приглашению Владимира Деля в Скопин.

Сцена из спектакля «Варшавская мелодия». По признанию Владимира Фердинандовича, с коллективами, которые участвовали в III межрегиональном фестивале «Белый свет», его связывает многолетняя дружба или совместная работа. Для каких-то театров он делал спектакли, с другими «пересекался» на фестивалях.

— Общая идея и сердцевина фестиваля — то, что я встречаюсь со своими друзьями: с театрами, на сцене которых ставил спектакли, и с театрами, чье искусство мне совершенно близко, — поделился режиссер. — В Орле я поставил спектакль «Кроткая», в Тамбове — «Маркус и девочки», спектакли до сих пор идут, и артисты мне благодарны, что играют в этих постановках. С Калугой связаны наши первые театральные впечатления: много лет назад мы показывали наш первый спектакль «Моцарт и Сальери» в Калужском ТЮЗе, и тамошние зрители его помнят. Затем мы много лет подряд ездили на калужский фестиваль «Театральные каникулы». И вот, наконец, встретились на «Золотом витязе»: калужцы показывали свой спектакль «Музей исчезнувших вещей», а я — спектакль Белгородского драмтеатра «Приговоренный к счастью» по Прилепину. К сожалению, не смог в этот раз принять участие липецкий театр — у них в эти же дни открывается собственный театральный сезон, но, надеюсь, если фестиваль станет регулярным, это впереди.

Владимир Дель немного поскромничал: состоялась не просто встреча друзей-единомышленников, но полномерный театральный показ, демонстрирующий разные грани современного искусства. Между спектаклями не было почти ничего общего — но все коллективы объединяет ответственное служение сцене и любовь к своему делу.

“Варшавская мелодия” — это солидная театральная классика, советская мелодрама 1970-х годов, пронизанная лиризмом, мелодраматизмом, написанная хорошим русским текстом, трогающая сердца нежностью, открытостью, искренностью. Спектакль Тамбова Дель сравнил с цунами: мощная энергетическая волна с танцами, песнями, даже драками, буквально «взорвавшая» подростковый зрительный зал. «Ты чё такой похнюпый?» — драма судьбы человека, одинокого по собственной воле: проводящего дни с духовно убогими дружками, в пьянстве и бесцельном шатании по улицам, мечтающего о тепле, уюте и родном сердце, но почему-то убегающего из дома, где о нем заботятся мать и сестра… Владимир Дель отметил, что раз от разу Михаил Сиворин исполняет эту роль все трагичнее. В первых показах жуткий финал пьесы выглядел загадкой — то ли главный герой спьяну попал под электричку, то ли не погиб, но за считанные секунды пересмотрел свою никчемную жизнь. В этот раз игра артиста и видеоряд не оставляли сомнений: нелепая жизнь окончилась страшной смертью, за которой парня ничего не ждет, ибо у него в сердце никогда не было веры… Финал спектакля «Ты че такой похнюпый?». Наконец, «Музей исчезнувших вещей» подкупает фантастическим сюжетом: старик и старуха попадают в необычный музей и получают возможность вернуться в прошлое, в свою молодость, где когда-то расстались из-за ерунды и с тех пор не виделись. Музей оказывается ловушкой: Он готов остаться в этом музее навсегда с обретенной возлюбленной, но Она понимает, что они станут такими же экспонатами, как радиола, брюки-клеш и автомат по продаже газированной воды, и отвергает соблазн ради настоящей жизни. Философичность этой пьесы сочетается лиричностью и милыми комедийными штрихами, оживляющими действие.

Сцена из спектакля «Музей исчезнувших вещей». Сверхзадачей фестиваля было познакомить скопинскую публику с профессиональными театрами, с настоящим, а не «коммерческим» искусством, которое не так часто проникает в российскую глубинку — но ведь и в маленьких городах проходит Год театра, и здесь живут благодарные, восприимчивые зрители! Еще одной целью форума было утвердить Скопин в творческом качестве не только столицы гончарного ремесла, но и театрального города. Об этом давно мечтали не одни артисты «Предела». Сегодня к достижению высокой планки сделан уверенный шаг — дай Бог, не последний, как говорится!