Самая близкая к народу власть. 235 лет назад положено начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.

В этом году институт местного самоуправления отпразднует знаменательную дату. В апреле исполняется  235 лет со дня подписания Жалованной грамоты городам. Спустя столетия изменилась не только форма управления на местах, но и сама его суть. Повышение роли местного самоуправления стало одной из главных тем Послания Президента Федеральному Собранию.

На нашем сайте мы открываем рубрику,  посвященную основным вехам развития местного самоуправления. В публикациях будут отражены ключевые моменты работы Думы всех созывов, воспоминания очевидцев, мнения и пожелания жителей о дальнейшем развитии города.

С чего же все начиналось или путь длиной в столетия…

Первые шаги

   Институт местного самоуправления имеет давние традиции.  Своеобразной точкой отчета стало 21 апреля 1785 года. В этот день императрица Екатерина II подписала так называемую Жалованную грамоту городам, которая и положила начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.

 Согласно документу, в российских городах появились «распорядительные органы сословного самоуправления». По задумке императрицы, названые органы должны были взять на себя те проблемы, до которых у государевых людей руки не доходили – дела ремесленных и купеческих гильдий, сбор местных налогов, благоустройство города. Екатерина  считала, что нельзя упускать из виду потребности местного населения – экономические, духовные, безопасности и т.п. Если будет данная задача решаться успешно, значит, благочиние обеспечивается, тишина и спокойствие в империи охраняются, почвы и причин для социальных возмущений нет. По этим причинам уже с первых же лет своего царствования государыня так много внимания уделяла организации местного управления.

Городское самоуправление по Грамоте городам 1785 г. отличалось крайней сложностью. Органами городского самоуправления являлись «собрание градского общества», общая градская дума и шестигласная дума. Дума состояла из городского головы и 6 гласных, отчего называлась «шестигласной».  Гласные представляли интересы всех городских разрядов. 1-й – «настоящие городские обыватели» – владельцы недвижимости, 2-й – купцы трех гильдий, 3-й – цеховые ремесленники, 4-й – иногородние и иностранные «гости», 5-й – именитые граждане: чиновники среднего уровня, отслужившие дважды с похвалой на выборных должностях, ученые с аттестатами, дипломированные художники, банкиры с капиталом 100-200 тысяч рублей, оптовые торговцы и владельцы кораблей, 6-й – посадские. Сведения о гражданах надлежало заносить в городскую обывательскую книгу.

Право выбирать или быть избранным имели далеко не все. Во-первых, «городской обыватель» должен был достичь возраста 25 лет. Во-вторых, он должен был иметь годовой доход не менее 50 рублей ассигнациями.

Дальнейшее развитие местное самоуправление получило при императоре Александре II. 1 января 1864 года в России было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В уездах и губерниях по указу императора стали действовать земские собрания, являвшиеся выборными органами. В их ведении теперь находились вопросы местного хозяйства, взыскания налогов, утверждения бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания.

Не осталось без внимания государственной власти и городское самоуправление. 16 июня 1870 года было утверждено «Городовое положение». Документ вводил городские общественные управления, которые ведали хозяйственными вопросами, и городские думы, которые избирали мэра. Принятие этого положения дало городам толчок к торгово-промышленному развитию, закрепило систему городского общественного управления и приобщило горожан к гражданской жизни.

Теперь на органы городского самоуправления были возложены административно-хозяйственные функции: благоустройство города (освещение, отопление, водоснабжение, очистка, транспортное устройство городских проездов, набережных), народное образование, здравоохранение, общественное призрение, попечение о развитии торговли и промышленности. Городской бюджет формировался за счёт налогов и сборов с недвижимости, доходов от эксплуатации городского имущества, пошлинных сборов и отчислений из казны

От Советов до наших дней

Такие формы местного самоуправления действовали вплоть до Октябрьской революции 1917 года. В молодом советском государстве в основу организации власти был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти, а как таковое местное самоуправление отвергалось.

И только в конце 80-х — начале 90-х годов XX века во время проведения так называемой политики «перестройки» государство решило возродить местное самоуправление. В это время были приняты: Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Эти законы позволили разграничить полномочия между местными советами и администрациями, а также ввести судебные и некоторые иные гарантии осуществления местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила гарантии местного самоуправления на федеральном уровне. Вопросам местного самоуправления посвящена целая глава основного закона нашей страны, которая так и называется — «Местное самоуправление».

В 1995 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который с различными изменениями и дополнениями действовал до 2003 года. Так называемой муниципальной реформы положил начало новый 131-й Федеральный закон, который начал действовать с 1 января 2009 года.