Проект «городской электрички» в Курске воплотили в жизнь ещё в позапрошлом веке
В последние годы во многих городах, через которые проходит железная дорога, местные власти совместно с РЖД стали активно реализовывать проект «городской электрички». Суть его в том, что «железку» стали использовать для перевозок пассажиров по городу, организуя для этого специальные маршруты и вводя специальный городской тариф.
В ноябре 2018 года «городская электричка» была запущена в соседнем Белгороде, ранее она появилась в Воронеже, Тамбове, Красноярске, Челябинске, столицах соседних славянских стран — Киеве и Минске. В Москве пригородные электрички, курсирующие с девяти столичных вокзалов в ближнее и дальнее Подмосковье, а также в соседние области, уже давно стали и одним из видов городского транспорта. Железные дороги в столице не совпадают по направлениям с линиями метрополитена, зато пересекают их во многих местах, и это позволило увязать эти виды транспорта в единую систему.
Но одним из первых городов на бескрайних просторах ещё Российской империи, который на практике осуществил проект, который сегодня именуют «городской электричкой», был Курск. Когда в 60-е годы XIX века в Центральной России строили железные дороги, новые станции возводили на отдалении от населённых пунктов, чтобы ускорить и удешевить строительство. Не стал исключением и Курск.

Конкуренция извозчикам

«Здесь, на 502-й версте от столицы, вблизи оживлённого торгового села, что раскинулось на пригородных землях Ямской слободы, и было решено поставить солидный вокзал. Легенда гласит, что для составления проекта и проведения необходимых работ строители затребовали 10 тысяч рублей. Отцы города якобы на это ответили так: «Кому надо приехать, тот, где ни поставь вокзал, все равно приедет» и… отказали в деньгах. Вот линию и провели в стороне. По топографии 1868 года «пассажирский дом» отстроили в трёх верстах от Курска. Сегодня город разросся, и вокзал стоит в его черте. А тогда проблема связи с железной дорогой была весьма непростой, » — писал в газете «Московский железнодорожник» в 2008 году Юлиан Толстов.

Движение по Московско-Курской железной дороге было открыто 17 сентября 1868 года (по старому стилю), и в том же году открылось движение от станции Курск до станций Ворожба и Бровары Курско-Киевской железной дороги. А в июле 1869 года было открыто движение на участке Курск — Харьков Курско-Харьково-Азовской железной дороги. В результате станция Курск стала крупным железнодорожным узлом. Но станция находилась на расстоянии трёх вёрст от Курска, что создавало некоторые неудобства гостям и жителям города. Поскольку количество отъезжающих-приезжающих и встречающих-провожающих заметно возросло, извозчики стали брать за перевоз в один конец 75 копеек с каждой персоны — по тем временам это были немалые деньги. Куряне и гости города стали жаловаться губернатору. И в 1872 году городскими властями было принято решение о постройке железнодорожной ветки в центр Курска протяжённостью 6 вёрст (1 верста равна 1066,8 метра) и обустройстве там городского вокзала и при нём товарной станции. Сооружение линии началось в 1874 году и продолжалось 4 года — пришлось столкнуться с многочисленными организационными трудностями, прежде всего связанными с согласованиями. В итоге торжественное открытие городской ветки и станции Курск-Город (Курск II) состоялось только 2 июня 1878 года. Вокзал при станции Курск II носил название «Городской», а вокзал станции Курск I — «Ямской», поскольку находился в пригородной Ямской слободе. Расписание движения поездов по городской ветке согласовывалось с расписанием поездов по станции Курск I.

«Построенную линию «Ст. Курск-Город» завершал солидный кирпичный, с башенками и флагштоком, вокзал. Флагшток был обязателен, так как Курск был губернским городом, и здесь обязаны были поднимать флаг МПС. Место на Херсонской улице, где построили городской вокзал, было весьма оживлённым. Здесь, к примеру, располагался «Курский городской общественный Филипцова банк», что было очень удобно коммерсантам и дороге. Поезда с первых же дней ходили чётко по расписанию, шесть раз в день. Даже в столичных расписаниях наряду с Николаевской, Ярославской дорогами печаталась строка: «Курская городская ветвь». Проезд по ней стоил 15 копеек в 1-м классе, 10 копеек — во 2-м и 6 копеек — в 3-м, » — пишет Юлиан Толстов.

Любимое место прогулок

В своих воспоминаниях в статье «Курск-ветка» краевед В. Степанов рассказывает:

«Так уж получилось, что городская железнодорожная станция не вышла на красную линию улицы Херсонской (ныне ул, Дзержинского), оставив узкую полоску земли под застройку зданиями. В самом начале XX века на углу улиц Херсонской и Генеральной (теперь ул. А. Невского) появился кинематограф «Темп», напротив прославившейся своим шумным купеческим разгулом гостиницы «Европейская».

Железнодорожное полотно подходило с юга к стальным мостам, перекинутым через реку Тускарь, а далее рельсы пересекали улицу Мурановскую (ныне улица Сонина) и разветвлялись по территории станции…

Когда моя семья после демобилизации отца вернулась из-за границы в свою довоенную квартиру на улице Добролюбова, отец с матерью вновь возобновили свои любимые прогулки от бывшего деревянного Дерюгинского моста у корпусов крупозавода, и не спеша с маленькой моей сестрёнкой прогуливались до железнодорожного вокзала «Курск-1», а возвращались домой на трамвае.

Тогда с насыпи полотна открывался живописный вид на центральную часть города, так как не было нынешних густых посадок деревьев, плотно закрывающих вид на старинный город.»

Шли годы, город рос. Вокзал станции Курск вошёл в черту города, а за ним вырос целый район, ныне — Железнодорожный округ. В 1934 году обслуживание пассажиров на городской ветке было прекращено, а вокзал был переименован в «Вокзал „Курск-ветка“ при городской товарной станции». В здании вокзала после этого размещались управление железной дорогой и городские кассы предварительной продажи железнодорожных билетов. В 1968 году вокзал был снесён, эксплуатация ветки полностью прекратилась, а позже на месте вокзала построили здание цирка.

Железнодорожники продолжали ездить по праздникам

Впрочем, хотя с 1934 года регулярных пассажирских перевозок по городской ветке не было, она до самого конца продолжала использоваться железнодорожниками.

— В 50-е-60-е годы мы любили возвращаться по ней поездом после праздничных демонстраций из центра города в район вокзала, — рассказала «Курским известиям» методист подразделения по сохранению исторического наследия (музея железнодорожного транспорта в Курске) Полина Михайлова. — Настроение у всех было приподнятое, и пассажиры смотрели в окно вагона, любуясь с высокой насыпи видами окружающей местности. Поезд шёл до вокзала без единой промежуточной остановки.

Помнит праздничные демонстрации и 92-летний ветеран Евгений Бабкин, который работал на железной дороге машинистом. Также он отметил, что по городской ветке поезда водил паровоз марки ОВ, любовно прозванный железнодорожниками «овечкой».

— Студентом я подрабатывал на грузовом дворе станции «Курск-Ветка», когда перевозки пассажиров по этой ветке были уже полностью закрыты. Там были уголь и дрова для продажи их населению города в качестве топлива. Их выгрузка осуществлялась на подъездном пути. Когда на ветке работал паровозик, поезда шли вагонами вперёд, а потом его заменил маневровый тепловоз, — вспоминает заместитель председателя Совета ветеранов Орловско-Курского региона Московской железной дороги, бывший ревизор по безопасности движения поездов Владимир Бабин.
А другой ветеран-железнодорожник, бывший машинист-инструктор, коллекционер-филателист Александр Никулин отметил, что в здании вокзала Курск-Город, кроме билетной кассы, также находился медпункт. А изображение первого здания этого вокзала сохранилось на открытке, выпущенной ещё до революции 1917 года.

Памятник бесхозяйственности

И хотя с момента прекращения эксплуатации городской ветки минуло уже полвека, рельсы на её трассе сохранились практически полностью. Журналист «Курских известий», выйдя из автобуса на остановке «Кривецкий мост», прошёл пешком вдоль ветки до центра города. Сам Кривецкий мост полностью сохранился, на нём уложены рельсы, также они лежат на подходах к мосту с обеих сторон. Участки с деревянными шпалами сменяются отрезками со шпалами железобетонными. Правда, линия уже сильно заросла травой и иной растительностью, которая местами достигает высоты человеческого роста. Перед бывшим переездом через автодорогу на Кривецком переулке со стороны автопарковки возле круглосуточной столовой виден только один рельс, а второй оказался в земле. На пересечении с автодорогой рельсы отсутствуют, но после него они снова появляются и идут аж до самого берега реки Тускарь. Правда, прямо на них повырастали деревья и бурьян, в зарослях валяется мусор, но железобетонный мост цел вместе с рельсами и шпалами. Местами рельсы отделены от шпал и лежат отдельно. На месте бывшего железнодорожного моста через реку Тускарь сооружён железобетонный пешеходный мост, который активно используется жителями района Стрелецкой слободы для перехода в центр города и обратно. В реке видна огромная опора бывшего железнодорожного моста, по которому ходили грузовые поезда. В общем, имеем этакий памятник былым добрым делам наших предков и современной бесхозяйственности.

А, может, ветку взять и восстановить?

Конечно, при наличии в городе многочисленных автобусных маршрутов, соединяющих центр Курска с вокзалом и районом Железнодорожного округа, потребность в городской ветке реально уже была бы не та, что была 140 и даже 100 лет назад. Но учитывая то внимание, которое сегодня власти Курска и региона уделяют повышению туристского потенциала нашего города, стоило бы, на мой взгляд, подумать о восстановлении городской ветки. Конечно, о сносе цирка и восстановлении прежнего вокзала речь не идёт, а вот учитывая наличие на Курском железнодорожном узле такого вида подвижного состава, как рельсовые автобусы, которые используются на пригородных маршрутах региона, их вполне можно было эксплуатировать и здесь. А восстановив железнодорожный мост через реку Тускарь, посадочную платформу с тупиком можно было бы построить около улицы Сонина, не пересекая её. Кстати, эта линия была бы интересна не только для туристов, а могла бы использоваться и для городских пассажирских перевозок — ведь в часы «пик» на улице Ленина нередко возникают «пробки».

И ещё о «городской электричке». Стоило бы подумать железнодорожникам и местным властям об организации городского маршрута рельсового автобуса от вокзала станции Курск до платформы 457 км Льговского направления и обратно со всеми остановками для перевозки пассажиров из районов вокзала и Стрелецкой на станцию Рышково и к промзоне в районе Волокно. В последнее время этот вопрос также поднимался местными СМИ.

Олег Столбецов