Помочь глубинке. Удастся ли изменить судьбу малых городов и деревень

АПК развивается, а село гибнет
На форуме обсудили социальное неравенство, уровень зарплат, отток населения в крупные города, взаимодействие с бизнесом.
«Конечно, крупный аграрный бизнес очень эффективен. Но когда крупные компании приходят в регион, часто бывает так, что они подавляют местную жизнь, — сказал Фадеев. — Не потому, что они враги, а потому что эффективны. Надо искать такие тонкие решения, чтобы и компании работали, и прибыль с налогами были, и чтобы местная жизнь не подавлялась».
«Кто-нибудь из наших агрохолдингов имеет такие контракты? Нет. Они создают огромные управляющие компании без контрактации с малыми и средними сельхозорганизациями и фермерскими хозяйствами, — сказал он. — Крупный бизнес платит налоги не там, где по факту работает, а там, где зарегистрирован. Уже давно назрели поправки в Налоговый кодекс».
Эксперты отметили тенденцию: стремительно растёт число сельских поселений, в которых находятся один или два жилых дома, населённых пенсионерами. Идут процессы укрупнения муниципалитетов, освоенное, обжитое пространство попросту снижается. Причина — нет экономической базы для деревень. Как итог, обвальная депопуляция, сельское население сжимается до районных центров, образуя небольшие концентрические круги в радиусе шести-семи километров.
Нужны ответственные
Сохранить село без кадров невозможно. В одних территориях есть люди, которые вкладывают силы и средства в их развитие, а в других почему-то нет. Как появляются лидеры, можно ли вообще сделать процесс их формирования управляемым?
«Сейчас все одержимы социальными технологиями. Все пытаются создавать банки успешных кейсов. И существует точка зрения, что успешный опыт можно взять, скопировать, внедрить, и он обязательно заработает, — отметил координатор экспертного совета по малым территориям Дмитрий Лисицин. — Но когда смотрим проекты развития в малых городах, мы всегда видим, что у успешных проектов есть одна черта — там всегда присутствует человек, который взял на себя ответственность за судьбу проекта. Это всегда история какой-то личной борьбы, преодоления».
«Важно убрать профессиональный перекос, когда в город Уварово, например, толпами приезжают юристы, экономисты, которые не могут самореализоваться, хотя они были лидерами в школах и университетах. А также нужен какой-то лёгкий контроль, или модерация, чтобы люди смогли самореализоваться там, где родились».
В 16 регионах устроили облаву всероссийского масштаба
Читайте также