Восстановлением уникальной учебно-тренировочной машины занимались двое энтузиастов в течение года.

На аэродроме ДОСААФ в селе Горелое восстановили памятный знак «самолетик», долгое время стоявший в Тамбове на улице Студенецкой перед тогдашним зданием аэроклуба. В 2015 году здание клуба – памятник истории и культуры тогдашнее руководство ДОСААФ продало, ссылаясь на его аварийное состояние, а самолет был демонтирован. 

Общественность тут же забила тревогу – появилась информация, что за машиной давно охотятся коллекционеры авиационной техники, так как самолетов ЯК-50 на территории бывшего СССР остались считанные единицы. Но скептики утверждали, что машину попросту сдадут в цветмет.

На аэродроме в Горелом восстановили легендарный ЯК-50

Тогда руководство ДОСААФ заверило, что самолёт будет сохранен до лучших времен в ангаре. И его действительно бросили в ангар, где он провалялся пять лет. До тех пор, пока двое энтузиастов – Василий Новиков и Андрей Стариков – не решились его восстановить. За свой счёт, в свободное от работы время. Их любовь к авиации объясняется просто: Василий – выпускник ТВВАИУ (училища «связи»), а Андрей – спортсмен-парашютист, на счету которого более 200 прыжков.

 – В 2015 году во время демонтажа на Студенецкой самолёт варварски разломали. Мы обнаружили, что крылья оторвали, порвали обшивку, шасси при демонтаже просто срезали автогеном и выбросили, поэтому восстановить их оказалось невозможно, – рассказывает Василий Новиков. – За 5 лет днище фюзеляжа сгнило в ангаре. Нам пришлось его срезать, вычистить из самолета голубиный помёт. Затем сами гнули листы, восстанавливая днище, установили крылья, отремонтировали вокруг обшивку, выправили капот, подготовили корпус к покраске. Потом начали искать, как он был покрашен при выпуске с завода. Нашли «родную ливрею», так и покрасили. Затем были серьёзные работы по созданию и монтажу самого памятника – основания и крепления самолета. Вокруг него всё выложено плиткой, здесь установят еще мемориальную табличку.

Надо сказать, что работы по установке самолёта взял на себя центр спортивного и военно-патриотического воспитания молодёжи «Борс», в частности, его руководители Владимир и Андрей Шурыгины.

А вот с мемориальной табличкой с именами выпускников тамбовского аэроклуба-героев Советского Союза тоже вышла печальная история. Табличку раскололи при демонтаже, поэтому её так же пришлось восстанавливать.

На аэродроме в Горелом восстановили легендарный ЯК-50

Торжественное открытие памятника приурочили к празднованию Дня воздушного флота, который отмечают 18 августа. На аэродроме собрались ветераны Тамбовского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России — лётчики, парашютисты, парапланеристы. 

Надо добавить, что на самом деле, об истории этого самолета Як-50 почти ничего неизвестно. Старожилы говорят, что раньше на месте ЯК-50 на Студенецкой стоял другой самолет — ЯК-18Т, но в 70-х годах прошлого века его поменяли. Мол, Як-50 специально перегнали в Тамбов из Ленинграда, чтобы поставить на постамент. На нём вроде бы летала летчик-космонавт Светлана Савицкая — заслуженный мастер спорта, пилот и парашютистка. Однако, по словам руководителя музейно-выставочного комплекса областного краеведческого музея Игоря Николаева, к сожалению, никаких документов на самолёт найти не удалось.

Сейчас тамбовский авиаспортклуб временно приостановил прыжки с парашютом для желающих. Единственный действующий самолет клуба – Ан-2 нуждается в ремонте двигателя. Между тем, в планах ещё и отремонтировать учебно-тренировочный Як-52 на котором можно обучать пилотов.

Фото: Василий Новиков

Виктор Семёнов

Новости на Блoкнoт-Тамбов