4 июня директор Тамбовского драматического театра Петр Куликов покинул свой пост. О расторжении договора его предупредили за неделю. В должности директора Драмтеатра Петр Куликов проработал 7 лет. Его уход вызвал массу публикаций в СМИ и живое обсуждение в соцсетях. Назывались разные причины увольнения – от отстаивания Куликовым части здания театра, что могло не понравиться желающим прибрать к рукам помещение в центре Тамбова, до нежелания директора согласовывать свои решения с учредителем. Стоить отметить, что и сам бывший директор не давал четкого ответа.

“Договор расторгли без объяснения причин в одностороннем порядке”, – рассказывал в начале июня Петр Куликов корреспонденту ИА “Онлайн Тамбов.ру”.

Но для работников театра увольнение директора новостью не стало. И причины этого решения, по их словам, известны всем, кто находился внутри коллектива.

“В первую очередь удивило то, что Петр Куликов объявил во всеуслышание, что якобы он был уволен без объяснения причин. Нужно начать с того, что причины были настолько очевидны большинству как творческого, так и технического состава театра, что это решение было ожидаемо театром уже лет пять. И понимая, что театр под флагом Куликова «идет не в ту гавань», управление культуры области настоятельно указывало ему на те вопиющие ошибки, которые снова и снова допускались в творческой жизни театра. И поэтому договоры последние годы продлевались с ним не больше, чем на год. Тем самым учредитель указывал на недостатки и давал срок на их исправление. Не могу сказать, что меня это радовало, я много лет последовательно выступал с критикой деятельности Петра Ивановича на посту директора. Но да, ему давали шанс”, – рассказал корреспонденту ИА “Онлайн Тамбов.ру” Секретарь Союза театральных деятелей России, председатель его Тамбовского отделения Сергей Левандовский.

Тамбовские деятели культуры назвали причины ухода Петра Куликова

По мнению Сергея Левандовского, таким образом, управление культуры указывало на недочеты в работе директора и предлагало пути исправления. Но выводы, как теперь понятно, Петр Иванович делал совсем противоположные.

Растиражированное мнение о том, что Куликов пострадал как борец за спасение здание театра от приватизации, у людей посвященных не вызывает ничего кроме улыбки.

“Да, ситуация со зданием имела место и благополучно решена. Она решалась на самом высоком уровне. Это было год назад. И вот спустя год, пользуясь информационным поводом увольнения директора, СМИ определенной направленности раздули из этого политический скандал, и их домыслы не выдерживают критики. И вам не кажется странной такая сложносочиненная месть Куликову, когда у него в феврале заканчивался контракт и его просто могли не продлить? Но нет, его продлили еще, искали пути для диалога.

Понимаете, это все равно, что хвалить кого-то, кто якобы не дал приватизировать Спасскую башню Кремля. Здание бывшего Собрания дворянских депутатов, где находится Тамбовский драматический театр – это памятник архитектуры федерального значения и им не может распоряжаться один человек, какую бы должность он не занимал в театре. Жаль, что на эту версию “повелось” так много разумных и мною глубоко уважаемых людей”, – добавил Сергей Левандовский.

Наша справка: Сейчас театр получает от ресторана арендную плату в размере ста тысяч рублей в месяц. Очевидно, это очень выгодная сделка, о которой многие театры могут только мечтать.

Работники театра называют и другие причины увольнения Петра Куликова. По их словам, зарплата в театре была значительно ниже той, которую обещали. Хотя для творческих людей это далеко не самое важное. Сложнее было смириться с тем, что в театре начались проблемы именно творческие – с формированием репертуара, приглашением режиссеров, планированием самих постановочных процессов. В театре началась “постановочная гонка”, результаты которой оказались плачевными.

Вот как оценила нынешнее состояние театра член жюри нескольких фестивалей «Итоги сезона» литературный и театральный критик, кандидат искусствоведения, историк театра, старший научный сотрудник отдела театра Государственного института искусствознания, член Чеховской комиссии РАН Елена Ивановна Стрельцова:

“…Мы обеспокоены ситуацией застоя в старейшем русском театре. Сильный актёрский состав. Благодарный зритель. Поверхностному взгляду может показаться, что дело складывается благополучно, гладко: актёры играют, публика смотрит. Руководство города в это благополучие не вмешивается. Всё вроде бы нормально, всех устраивает. Нет, не всех. Тишь эта да гладь – стоячие воды болота. Обман. На самом деле, при рассмотрении ситуации аналитически, крупным планом, живое сценическое искусство, способное сильно, по-настоящему глубоко воздействовать на зрителя, в Тамбовском театре, если не умерло совсем, то находится в состоянии летаргического сна. Вмешаться необходимо. Планка художественного качества давно снижена и продолжает снижаться”.

А вот такую оценку дал театру главный редактор старейшего профессионального журнала Театральная жизнь”, заслуженный деятель России, один из авторитетнейших и уважаемых театральных критиков России Олег Иванович Пивоваров:

“У театра нет ни обоснованной художественной программы, ни команды единомышленников <…> Что же в театре есть? Очень странная и непонятная репертуарная политика. Она ориентирована на огрубление вкусов, сформированных массовым бескультурьем. Эта “политика” не противостоит потокам пошлости, но приспосабливается к ним. Эта “политика” довольствуется схемой “с миру по нитке – голому рубашка” да “с бору по сосенке”: комедия – классическая пьеса – современная пьеса – комедия. Дальше – ни тпру, ни ну! Такая, с позволения сказать, тактика привела к тому, что в центре Тамбова всё более густеет трясинное место, гибло место. И это “превращение” надобно трезво довести до сознания”.

Последней каплей для людей театра стал инцидент, произошедший во время последнего фестиваля “Итоги сезона”. Петр Куликов, единственный из директоров театров Тамбовской области, отказался от обсуждения спектаклей театра на труппе. Артисты были лишены экспертной оценки профессиональной критики, что никак не способствует ни их творческом росту, ни здоровому моральному климату в коллективе.

“Театр дело коллективное и конфликт не заставил себя ждать. Мы обращались к Петру Ивановичу, предлагали собрать коллектив, было много вопросов. Он откладывал на потом, поэтому все боком и вышло. Как мы будем возрождаться театр, вопрос не простой, он (Куликов – прим. редакции) много наломал дров”, – рассказал народный артист России Юрий Томилин.

6 мая 2019 года правление Союза театральных деятелей РФ и члены художественного совета ТОГАУК “Тамбовтеатр” написали резолюцию на имя губернатора Александра Никитина. В ней они попросили рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего продолжения срочного договора с Петром Куликовым.

«Разбивать предубеждение  против провинциального театра, витающее  в обществе – вещь необходимая! Что же сегодня происходит в провинциальной культуре?  Я с большим сожалением могу сказать, что  тамбовский драматический театр за последние десять лет потерял свою именно государственную и социальную значимость. Руководители города и области  не проявляют впрямую интереса к театру, по сути, и не ходят к нам на премьеры, открытие-закрытие сезона, юбилеи, ведущие актёры театра не заявляются на расширенные областные форумы работников культуры и искусства, зависли «в неопределённости» уже официально заявленные ранее присвоения почётных званий. Процессы взаимодействия замедлились до такой степени, что часто задаётся вопрос: «А нужен ли театр в моей области вообще?»

Между тем, театр – самое лёгкое и дешёвое средство рекламы любого региона и инструмент создания лояльного отношения – его  узнаваемый стиль. Эти способности театра сильно влияют на фестивализацию театральной жизни. Хотелось бы, чтобы и наш театр смог бы добиваться высокого статуса за счёт интенсивной фестивальной деятельности. Театры, в том числе и наш, научились работать без худруков и главных режиссёров, где-то под давлением и самодурством  директора, а где-то под гнётом кризиса профессии главрежа. Директорский театр приобретает нередко авторитарные, как в нашем случае, «карабасовские» формы.

Сведена на нет значимость такой необходимой театру, существующего без художественного руководителя, и  такой ненужной директору учреждения структура, как художественный совет» – считает заслуженная артистка РСФСР Валентина Попова.

По мнению работников театра, директор должен отвечать за хозяйственно-техническую часть, а во главе театра должен стоять художественный руководитель. Как это практикуется во многих российских театрах. Которые в стране знают, в первую очередь, по именам главных режиссеров.

Что же предложили авторитетные деятели Тамбовского театра в своей резолюции? Вот как они заканчивают своё обращение к руководству области:

“По итогам обсуждения актуальных вопросов о состоянии дел в ТОГАУК «Тамбовтеатр» участники совместного заседания Правления СТД РФ (ВТО) и членов Художественного совета, учитывая мнение большей части коллектива ТОГАУК «Тамбовтеатра», обращаются с предложением:

1. Рассмотреть вопрос о целесообразность дальнейшего продолжения срочного договора с Куликовым П.И.

2. Изменить структуру руководства ТОГАУК «Тамбовтеатр», введя должность художественного руководителя и должность директора, в статусе первого заместителя художественного руководителя.

3. Дать возможность коллективу ТОГАУК «Тамбовтеатра» самому предлагать кандидатуру художественного руководителя.

“Пока готовилась резолюция, Петр Иванович продолжал гнуть свою линию, демонстрируя свою недоговороспособность и полную неподконтрольность, в том числе и учредителю – региональному управлению культуры. Теперь уже в процессе подготовки и проведения Межрегионального театрального фестиваля им. Н.Х. Рыбакова. Насколько я понимаю, конфликт с учредителем разгорелся из-за некоторых решений, которые Петр Иванович, будучи в статусе исполнительного директора фестиваля, просто не имел права принимать без учредителя фестиваля”, – сказал Сергей Левандовский.

 Итак, Тамбовский драматический театр остался без директора. Кто им станет – тайна, покрытая мраком. Но актеры драмтеатра надеются, что их услышат и им не придется опять погружаться в мир управленческих интриг. Сергей Левандовский, являющийся Секретарем Союза театральных деятелей России, сообщил, что СТД РФ, представляющий интересы профессионального сообщества, готов оказать любую экспертную и информационную поддержку руководству области в процессе выбора достойного кандидата на место директора областного театра.