Тамбовчанам показали редкие иконы на специальной выставке

Содружество “Артос” представило в краеведческом музее выставку “На перекрестке времени и вечности”. У тамбовчан есть редкая возможность – увидеть иконы, исполненные в разных техниках. Современная иконопись активно развивается, используя новые подходы и технологии. Выставку можно посетить с 12 июля по 29 сентября.

Иконописное искусство возрождается уже более 30 лет. В 90-х годах интерес к нему возрос, равно как и спрос на изготовление икон. Это привело к очередному витку развития и появлению новых представлений о том, как должна выглядеть икона.

“Мастера ищут новые способы выражения в рамках традиций. Важно показать, что современные иконы – это не ширпотреб из церковных лавок, а высокое искусство. Добротные мастера, творческая новация и динамичное развитие – это то, что мы хотим показать, – комментирует куратор выставки Ирина Языкова.

Работы выполнены в разных техниках. Сейчас мастера работают с темперой, энкаустикой, литьем и керамикой. Всё большее развитие получают резные иконы из дерева.

Однако главным остается вопрос о балансе канонов и инноваций в искусстве иконописи. Так, многие художники по-прежнему копируют традиционно устоявшиеся техники. Другие, напротив, экспериментируют, пробуя разные подходы, исходя из современных представлений и веяний времени.

На выставке представлены выдающиеся образцы современной иконописной живописи. К примеру, иконы, выполненные в технике шелкографии.

“Секрет шелкографии – в нанесении красок слой за слоем. Это дает объем и рельеф. Свечение ликов на иконе создается во многом благодаря этой технике. Шелкография наиболее близка к иконописи, – поясняет Сергей Чапнин, председатель содружества “Артос”.

На выставке также можно увидеть работы одной из лучших литейных мастерских России”Кавида”. В мастерской создают современные литые изображения святых, хоросы, иконы от маленьких до огромных, длиной более 15 метров.

Резные иконы из дерева – довольно дорогостоящи. Однако это уникальные экспонаты, которые позволяют верующим людям, лишенным зрения, изучать их

тактильно. Сейчас востребованными в иконописи также становятся хоругви, печать на которые осуществляется так называемой набойкой.

Иконописное искусство – символическое. По словам председателя содружества “Артос” Сергея Чапнина, язык иконы нужно знать и понимать, чтобы воспринимать правильно. Современный человек утратил эту способность. И подобные выставки дают возможность её вернуть, увидеть икону как молитвенное произведение искусства.

Антонина Дубровская

Фото: Дарья Шутова