Андрей Максимов — о спектакле «Случайные встречи» в театре «Современник»: Не просто хороший, а замечательный, идти стоит
Вот, например, я говорю: “Был в театре. Смотрел спектакль”. И о чем меня спрашивают? О концепции? Об актерских работах? Об изысках сценографии? Это все потом. Может быть. А первый вопрос всегда один: “Ну, как спектакль? Хороший? Стоит идти”.

Другая сцена “Современника”. “Случайные встречи” по Ивану Бунину. Авторы инсценировки: Мария Петерс, Гульназ Балпейсова. Постановка – Гульназ Балпейсова. Спектакль – не просто хороший, а замечательный. Идти стоит. Критики любят писать о некоем “месседже”, который создатели посылают нам, зрителям. В “Случайных встречах” тоже есть много разных мыслей, и можно по их поводу рассуждать ни одну рецензию. Например, о том, почему случайные встречи, как правило, заканчиваются плохо. Или, скажем, почему мужчина и женщина, казалось бы, созданные друг для друга на деле друг друга уничтожают. Или о том, предположим, можем рассуждать, отчего любовь – прекрасное чувство! – приносит столько страданий, а иногда – и смерть.
Видео дня
Но спектакль Гульназ Балпейсовой – не про мысли. Он – про чувства, про эмоции. Как только спектакль начинается, возникает такая картинка удивительная, что ты, зритель, сразу понимаешь две вещи.
Самое дорогое в хорошей постановке: ты смотришь про других, а чувствуешь про себя
Первая. Художник по свету Нарек Туманян – очень хороший художник. Вообще, люди этой профессии всегда остаются в тени других создателей, так вот я вам должен сказать: в российском театре замечательные художники по свету. Мастера. Нарек Туманян – один из лучших. Своим светом он не просто создает атмосферу, он как бы светом рисует жизнь. Это не просто элемент оформления, но полноправный участник событий.
Вторая. Перед нами – Иван Бунин. С моей точки зрения, Балпейсова точно перенесла Бунина на сцену. Это очень чувственные истории про нелепых, и несчастных в своей нелепости людей.
Мне всегда казалось, что, в отличие от Чехова, который над своими героями иронизировал и вообще относился к ним довольно высокомерно, Бунин своих персонажей любил и жалел. Во многом, как мне представляется, отожествляя себя с ними. Чувство, которое передается со сцены в зал, в многом зиждется на том, что мы, зрители, отождествляем себя с героями спектакля. Для меня это самое дорогое в хорошей постановке: ты смотришь про других, про другую эпоху, а чувствуешь про себя. Вот это важно: не думаешь, а вот именно – чувствуешь про себя.
Можно, конечно, расписать – кто лучше, кто хуже. Но это будет чисто вкусовая оценка. Главное: в этом сложном спектакле провалов актерских нет, а взлеты есть. И вот такая получается интересная история – не знаю, была ли она заложена режиссером или, как это бывает в талантливых работах, неожиданно проявилась сама.
Самое интересное и невероятное тут – люди. Их страдания. Их страсти
Женщины и мужчины в этой постановке настолько все разные, а при этом у каждого есть своя черта характера, которая проявляется особенно выпукло, – что ты вдруг начинаешь думать, что в этой истории всего два персонажа: мужчина и женщина. Театр – искусство условное, и можно себе легко представить, как все разные персонажи и разные истории соединяются в две: мужскую и женскую. Можно даже представить, что режиссер как бы препарировал мужское и женское естество, чтобы мы лучше рассмотрели детали характеров и жизни мужчины и женщины. И это тоже – Бунин, который никогда не настаивает на обобщении, но оно появляется как бы само по себе.
Олег Синкин, музыкальный руководитель театра Елены Камбуровой, написал чудесную музыку: она одновременно рванная и гармоничная, то есть именно такая, каковы души героев спектакля. К декорациям Сергея Австриевских у меня, наверное, больше всего вопросов, потому что они какие-то всеобщие, если угодно – необязательные. Кажется, нет пьесы, которую нельзя было бы сыграть в этих декорациях. Но, с другой стороны, может быть, такая была задача: чтобы ничто не отвлекало от действия, от метаний героев, от “хроники любви”, а именно так обозначен жанр спектакля.
Дорогой друг-читатель “Российской газеты”! Вам надо лишний раз напоминать, что мы живем в непростое время или вы в курсе? Чем может помочь театр своим зрителям в эти времена? Рассказать интересную, близкую зрителю историю и крупно показать человека. Увы, сегодня не так много режиссеров умеют это делать. В спектакле Гульназ Балпейсовой много режиссерской фантазии, много всяческих придумок, но – что важно – они не довлеют над происходящим. Самое интересное и невероятное тут – люди. Их страдания. Их страсти. Их нелепость – столь узнаваемая, их любовь- столь противоречивая. Их жизнь наконец столь трагичная, но и столь интересная.
Театр “Современник” тоже переживает сейчас нелегкие времена. Спектакль “Случайные встречи”, который, как я понял, родился в недрах лаборатории молодых режиссеров, по сути, современниковский. Лучшие спектакли и Ефремова и Волчек брали не только своей актуальностью, но, главное, умением интересно и полно рассказать о человеке. Гульназ Балпейсова сделала очень современниковский спектакль. Спасибо.