Сможет ли общественный контроль помочь ответить на вопросы, связанные со сферой ЖКХ, и стать связующим звеном в выстраивании партнёрских отношений между жителями и управляющими компаниями?

С первого по десятое

«До десятого числа нужно заплатить за квартиру» – такие планы давно привычны для многих тамбовчан. Мало того, коммунальные счета для большей части горожан стали «отправной точкой» планирования семейного бюджета. С первого по десятое число каждого месяца заметно оживают торговые центры нашего города. Нет, не за покупками идут горожане, просто кассы приёма платежей за жилищно–коммунальные услуги находятся зачастую в супермаркетах. И каждый месяц там выстраиваются очереди из ответственных и добропорядочных собственников квартир.


Продавцы «воздуха». Нужно ли платить за комуслуги, которыми не пользуешься?

Квитанции за жилищно–коммунальные услуги сегодня – это и любимая тема разговоров во дворах. Их обсуждение стало регулярным и злободневным.

С обязанностями собственников жилья всё понятно – им нужно оплатить услуги ЖКХ в необходимых объёмах и в срок. А что же по ту сторону «баррикад»? Должным ли образом управляющие компании исполняют взятые на себя обязательства? Правильно ли выставляют счета за общедомовые нужды? Соответствуют ли объёмы заявленных сумм реальному потреблению? В общем, вопросов много. И порой возникают они из–за незнания и бесконтрольности. При этом отсутствие информации зачастую порождает домыслы и сомнения, а бесконтрольность – беззаконие.

Как проверить?

В том числе для решения подобных вопросов правительство расширило полномочия общественного жилищного контроля. Постановление «О порядке осуществления общественного жилищного контроля» утвердило правила работы.


Коммунальный блицкриг. Почему фальшивых протоколов становится всё больше?

«Новый документ определяет, что взаимодействие органов власти и центров общественного контроля должно быть максимально прозрачным и эффективным, – поясняет Андрей Пронькин, руководитель центра общественного контроля в сфере ЖКХ Тамбовской области. – Основная цель деятельности общественного контроля в ЖКХ – повысить качество предоставляемых услуг. Изменения действующего законодательства усиливают позиции общественного контроля в жилищной сфере, закрепляя за ним определённый правовой статус».

По установленным правилам, организаторами общественного жилищного контроля вправе быть общественные палаты и общественные советы разных уровней, иные общественные объединения, соответствующие необходимым требованиям. О проведении контроля его организаторам необходимо принимать отдельные решения, причём они должны быть опубликованы в сети Интернет, а с 1 июля 2017 года – в ГИС ЖКХ. Общественный жилищный контроль может проводиться в форме общественной проверки, общественных (публичных) слушаний либо общественной экспертизы.

Что изменится?

Общественный жилищный контроль призван наладить конструктивный диалог между собственниками жилья, властью и организациями коммунального хозяйства. Результат гарантирован, если все его участники будут честными и порядочными. Так, в начале 2017 года уже были пресечены попытки использования механизма общественного жилищного контроля в качестве средства шантажа организаций коммунального комплекса. Подобное недопустимо!

Хочется верить, что правовой статус общественного контроля повысит открытость и прозрачность коммунальных служб. Возможно, благодаря ему коммунальщики смогут наладить партнёрские отношения с жителями домов, их работа станет более эффективной, а потребители смогут получать достоверную информацию по наиболее актуальным вопросам жилищно–коммунальной сферы.