На Тамбовщине обсудили аспекты реализации регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста

Сегодня в Аграрно-промышленном колледже Кирсанова состоялось открытое заседание Координационного совета по реализации регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста. Оно прошло в рамках традиционной августовской конференции работников системы среднего профессионального образования.

В работе конференции приняли участие общественный представитель Агентства стратегических инициатив по Тамбовской области Максим Жалнин, начальник управления сельского хозяйства области Александр Аксенов и другие.

Аграрно-промышленный колледж для проведения такого важного мероприятия был выбран не случайно. Как отметила начальник управления образования и науки области Татьяна Котельникова, в этом году по решению Министерства образования Российской Федерации он стал победителем конкурса на звание «Лучшая казачья образовательная организация, реализующая программы СПО». Сами же программы системы среднего профессионального образования в регионе трансформированы под инновационные запросы экономики.

Заботясь о подготовке кадров для тамбовской экономики, губернатор Александр Никитин поощряет внедрение лучших инициатив и практик в сфере образования. А потому особым этапом развития нового подхода стало внедрение в Тамбовской области стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, разработанного Агентством стратегических инициатив. «Стандарт направлен на совершенствование региональной системы подготовки кадров в соответствии с лучшими международными практиками, на повышение инвестиционной привлекательности региона за счет наличия качественного кадрового ресурса для запуска новых производств», – подчеркнула Татьяна Котельникова.

В 2016-2017 годах стандарт был реализован в двух ведущих отраслях экономики области – промышленности и агропромышленном комплексе. Сейчас в апробации положений стандарта участвуют шесть колледжей, два университета, одна организация дополнительного профессионального образования, четырнадцать ключевых предприятий (работодателей). Заявлено восемь профессий и десять специальностей среднего профессионального образования, десять направлений подготовки высшего образования, три перспективные компетенции.

На Тамбовщине рабочие кадры готовятся под приоритетные направления социально-экономического развития региона. Соответственно, на новый учебный год перед системой среднего профессионального образования стоит конкретная задача: выстроить механизм долгосрочного прогнозирования потребностей в кадрах на основе стратегических документов региона. Речь идет о периоде в 10-15 лет. По словам Татьяны Котельниковой, такая задача обусловлена необходимостью формирования системы ранней профессиональной ориентации и навигации по востребованным профессиям, введения принципиально новых, не существующих в настоящее время специальностей.

Выбирая будущую специальность, молодой человек должен владеть максимальной информацией об имеющихся в регионе возможностях, о нужном только ему карьерном треке. Для этого в области реализуется 190 программ дополнительного образования научно-технической направленности. Создана система непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий, развиваются центры молодежного инновационного творчества, работает сеть лабораторий местного развития с учетом общественных инициатив.

Широкий круг возможностей для профориентации предоставит и детский технопарк «Кванториум-Тамбов», открытие которого намечено на октябрь. На его базе будут работать шесть площадок: IT-квантум, Космоквантум, Лазерквантум, Промдизайн, Робоквантум и Биоквантум. Отдельными сегментами технопарка станут производственные участки на ведущих предприятиях Тамбова.

В технопарке будут заниматься не только дети, но и студенты системы среднего профессионального образования. Он станет базой для организации Олимпиады Национальной технологической инициативы, региональных чемпионатов JuniorSkills, WorldSkills, Abilympics.

Особый акцент на Тамбовщине делается и на внедрении моделей и механизмов практико-ориентированного (дуального) образования. В реализации проекта по дуальному обучению принимают участие 12 профессиональных образовательных организаций, 23 предприятия региона в сфере оборонно-промышленного комплекса, ЖКХ, транспорта, сельского хозяйства, информационных технологий, перерабатывающей промышленности.

Благодаря новой модели, были разработаны программы обучения рабочих кадров и специалистов, ориентированные на конкретного работодателя, где на практическую часть отводится более 70 процентов времени. Кроме того, предприятия взяли на себя ответственность за реализацию практики и трудоустройство выпускников на конкретные рабочие места. За внедрение модели дуального обучения Тамбовская область награждена дипломом Агентства стратегических инициатив «Лучшие региональные модели проекта».

Одним из примеров модели дуального обучения является проект «Интеграция», когда предприятия создают на базе учебных заведений свои лаборатории, а на производственных площадках работают специализированные базовые кафедры. Этот проект уже получил высокую оценку АСИ. Одним из результатов «Интеграции» является инициатива АО «Октябрьское» по созданию учебной лаборатории компании «Ростсельмаш» на базе Аграрно-технологического техникума. Она оснащена мультимедийным и компьютерным оборудованием, программным обеспечением, позволяющим осваивать современную сельскохозяйственную технику. Работодателем приобретены современные тренажеры.

А потому важным итогом открытого заседания Координационного совета по реализации регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста стало подписание договоров о создании пяти новых базовых кафедр. Их деятельность будет ориентирована на развитие научных исследований, создание прототипов нового оборудования, станет началом большой работы по достижению высокого качества профессионального образования.