Понимание света: Надо знать своих художников

12.04.2016

Понимание света: Надо знать своих художников
Строго по канонам

– Владимир Евгеньевич, недавно заместитель главы администрации области Сергей Алексеевич Чеботарёв признал, что в Тамбове появились скульптуры не очень высокого художественного уровня. Как оградить город от подобного творчества?

– Прежде всего, нужно создать художественный совет с обязательным привлечением профессионалов. У нас есть региональный общественный совет, но его работа сводится лишь к формальной оценке деятельности учреждений культуры. Не более того. Поэтому и возникают курьёзы. Как–то на заседании Гордумы рассматривали проект установки памятника на территории одной из школ Тамбова. Но при этом инициаторы установки не удосужились даже представить эскиз. Вот противоположный пример. Сейчас разрабатывается проект реконструкции парка в доме Асеева в Тамбове. К этой работе привлечены профессионалы. Поэтому уверен, что всё будет сделано строго по канонам парковой культуры.

– А как можно повысить культурный уровень самих чиновников и горожан, чтобы не допускать в черту города безвкусицу?

– На мой взгляд, неплохо было бы провести симпозиум по скульптуре, пригласив художников из разных регионов. Организаторы мероприятия должны обеспечить их необходимыми материалами, но при одном условии: свои работы скульпторы подарят Тамбову. Эти творения могли украсить, например, набережную. Если хорошенько подумать, то можно сделать что–то тематическое для площади Музыки. Кстати, в Пензе у центрального фонтана есть целый парк малых скульптурных форм. Подобная задумка реальна и для нас.

– Но, может быть, у нас такие невыразительные современные скульптуры из–за банальной нехватки денег?

– Отчасти соглашусь с вами. Сегодня художники поставлены в сложные условия существования. Взять, к примеру, наше региональное отделение Союза художников. Год от года увеличиваются суммы по оплате коммунальных услуг. Сейчас вот срочно требуют оплатить 160 тыс. руб. за тепло, не давая даже малейшей отсрочки! И это не говоря уже о прогнивших трубах, электропроводке и прочих «прелестях цивилизации». При этом у нас нет никаких льгот. Платим за ЖКУ наравне с крупными промышленными предприятиями.

Дело в том, что в нашей сфере нет чёткой законодательной базы. Сегодня даже закон о культуре где–то растворился в Госдуме. Поэтому в реестре профессий не найдёте такого понятия как «художник». Из 93 человек, входящих в региональное сообщество, есть люди, которые нигде больше не работают. И трудовой стаж у них, понятно, никак не фиксируется.

Ёжики и «мухо–пчёлы»

– Как вы тогда выживаете? Меценаты, наверно, помогают?

– К сожалению, с меценатами у нас плоховато. Сейчас нет добровольцев, жертвующих на искусство. Мы же как общественная организация не можем ни инвестиции привлекать, ни коммерцией заниматься. По–прежнему, основной источник дохода – средства, вырученные от аренды наших помещений. Правда, есть гранты, но выиграть конкурс весьма непросто.

И всё–таки за последние два года удавалось получать целевые субсидии областной администрации для реализации наших социально значимых некоммерческих проектов. Поэтому смогли заняться пленэрами, а также организацией нескольких выставочных проектов не только в Тамбовской области, но и за её пределами. Возобновили и издательскую деятельность – выпустили каталоги всех областных выставок, проводившихся в последние годы. Издали книгу к 75–летию нашей организации, каталог «Краски Тамбовщины»…

– Понятно, что для художников такая деятельность полезна. А насколько всё это интересно тамбовчанам?

– Возьмём тот же фестиваль «Краски Тамбовщины», проходивший в нескольких городах и районах. Мы видели, с каким интересом люди посещали выставки. В Знаменке, Первомайском, Кирсанове по просьбе местных жителей работа выставок была продлена на месяц и более. Любовь к искусству, как и к Родине, начинается с малого. Тамбовчане должны знать своих художников. Для многих именно со знакомства с мастерами кисти открывается и привязанность к родной природе, своему краю. Живопись помогает видеть и воспринимать окружающую действительность чуть тоньше, развивать эстетический вкус. А пока взоры тамбовчан больше обращены к цветочным ёжикам и мухам–пчёлам на Набережной, нежели к творчеству профессионалов.

Особая аура

– Но почему бы тогда на Набережной не устраивать в летнее время какие–то выставки работ местных художников?

– К сожалению, улицы для таких «знакомств» не слишком подходят. Этот вариант уже пробовали – не прижилось. Серьёзные авторские работы требуют определённого, даже трепетного отношения. Нужно людей приучать посещать именно выставочные залы.

Сейчас хотим отремонтировать третий этаж нашего здания, чтобы задействовать больше площадей. Две выставки там уже провели. Зал преображается. Здесь – особая аура. Это отмечают даже беременные женщины и пожилые люди, которые с удовольствием «захаживают» к нам из второй городской больницы. На улице – совсем не та атмосфера.

– Известно, что спрос на художественные школы в Тамбове огромный. А есть ли желающие поучиться мастерству кисти среди зрелых горожан?

– Есть, и немало. Это доказывает интерес посетителей к мастер–классам, которые мы проводим в картинной галерее, а также в районах области. У некоторых членов Союза художников даже есть собственные студии обучения рисунку и живописи. Конечно же, мы стараемся поддерживать эти начинания коллег, однако не всегда желания совпадают с финансовыми возможностями организации. К сожалению, на общественных началах заниматься этим нереально. И потом нужно уже давно поменять сознание и понимать: каждый труд должен оплачиваться.