Дом пионеров

? Дмитрий Васильевич, раньше ваш центр назывался более благозвучно «Дом пионеров». Сейчас вы стали региональным ресурсным центром. Почему?

? Изменилось не только время, но и круг задач, которые мы сейчас решаем. Помимо кружковой работы, разрабатываем различные методики для системы дополнительного образования региона. Кроме того, помогаем внедрить тот или иной опыт работы в муниципальных центрах творчества. На нашей базе проводятся все крупные региональные и межрегиональные творческие конкурсы, соревнования, чемпионаты…

? А сколько детишек у вас занимается?

? По области охват – около 30 тысяч учащихся от 6 до 17 лет. В нашем центре занимается более 800 детей.

? Впечатляет. Но наверняка среди них есть и маленькие гении. Как вы их вычисляете?

? Необходимо сказать, что всем детям предоставляем равные возможности для обучения. Но, действительно, есть и весьма одарённые ребята. Например, наш художник Костя Ломакин. Ему всего 14 лет, а он уже проводит свои персональные выставки живописных работ. Таких ребят трудно не заметить. Но в рамках общей программы им уже тесновато, поэтому наши педагоги работают с ними по индивидуальному плану, причём – бесплатно. Более того, у нас есть центр по работе с одарёнными детьми. За судьбой наших «звёздочек» мы пристально наблюдаем. Что скрывать? Нам приятно, когда они, повзрослев, поступают в престижные вузы, а затем выступают в прославленных творческих коллективах страны. Главное, не просмотреть ребенка. А для этого важно определить задатки, а уже затем их развить до способностей, следующая ступень ? сверхспособности. В идеале – мы хотим разбудить в ребенке, заложенную в нём от природы одарённость. Причем творческие задатки в малыше можно уже разглядеть в шестилетнем возрасте.

В одну дуду

? Родители часто мешают вашим педагогам работать с их детьми? У них наверняка свой взгляд и планы на ребенка.

? Проблема в другом. Часто родители воспитывают своего малыша только на эмоциональном уровне, неправильно формируя у него жизненные ориентиры. Сегодня есть настроение – разрешу прыгать с дивана, а завтра – уже нет. Необходимо быть последовательным во всем. Ребенок должен четко знать, что такое ? хорошо и что такое ? плохо.

? Дмитрий Васильевич, по сути, вы предлагаете родителям учиться?

? Да, если они хотят воспитать своих детей достойными людьми. Например, у нас в центре есть такая школа для родителей. Поэтому, параллельно с развитием творческих способностей малышей, рассказываем их родителям, как следует им себя вести, что говорить, чтобы не заглушить ростки гениальности. Многие мамы и папы даже не догадываются, что есть слова, которые стимулируют ребенка к творчеству.

Более того, мы рассказываем взрослым, как нужно подготовиться к рождению ребенка. Мало кто знает, что до 3 лет на 50% формируется психологический сценарий жизни ребенка. Причём генный код определяется еще в перинатальный период жизни малыша. Многие на это никогда не обращали и сегодня не обращают внимания.

При патриархальном укладе жизни всё было довольно жёстко регламентировано. Из уст в уста передавались колыбельные песни, поговорки, сказки, каждая вещь в доме имела не только своё место, но и сакральный смысл – все это формировало целостную и стройную картину мира у ребенка. Сегодня понятия нормы и границ во многом размыты. Что было неприлично 20 лет назад, становится нормой. Поэтому дети дезориентированы. В этих условиях нужно самим родителям определить, что главное в жизни, а уже затем заниматься воспитанием детей.

Что есть норма

? Согласен с вами. Нынешнее поколение родителей довольно инфантильно, долго взрослеет. Это можно заметить даже по тому, как стали одеваться тамбовчане. Если раньше детей одевали во «взрослые» вещи, то сегодня, напротив, папа и его малыш одеты в шорты и майки, где изображены мультяшные герои. Но меня интересует другой вопрос. Вы говорите о норме, но гений – это всегда отклонение от установленных стандартов. Более того, специалисты утверждают, что в психиатрии нет чётких границ нормы.

? О психологическом здоровье свидетельствует, прежде всего, умение человека посмотреть на себя со стороны. Поэтому мы учим детей критически относиться к своему творчеству, уметь сравнивать, анализировать. Только в этом случае можно рассчитывать на творческий рост. Но всё же основная наша работа ? это социальная адаптация ребенка. Мы должны помочь ему найти место в жизни, реализовать себя. Главное всё же – воспитать гражданина, как бы пафосно это сейчас не звучало. В конце концов, не каждый должен стать Айвазовским, творческий подход к решению тех или иных задач нужен и в серьёзном бизнесе, и при продаже яблок в магазине.

? А сколько человек трудится в центре?

? Около ста педагогических работников, не считая обслуживающего персонала. У нас здесь особая аура, по сути, нет случайных людей. Например, до сегодняшнего дня трудится Виктор Андреевич Сысоев. При его руководстве строился Дом пионеров здесь, на Набережной. Хотя самому дому творчества в прошлом году исполнилось 90 лет. 50 лет в этом году отметил наш прославленный танцевальный коллектив «Тамбовчата». Кстати, его воспитанники неоднократно становились лауреатами премии для поддержки талантливой молодёжи. Он, как и многие наши коллективы, имеет статус образцового.