О том, как добиться популярности, будучи провинциалом, и почему важно передать знания и укрепить талант в учениках, рассказал победитель Первого всероссийского конкурса дирижёров оркестров русских народных инструментов, преподаватель Тамбовской детской музыкальной школы №2 Алексей Моргунов.

Что такое успех?

Досье
Родился в 1984 в Магнитогорске, окончил музыкальный колледж, в 2003 году поступил в ТГМПИ. им Рахманинова. Преподаватель детской музыкальной школы N 2 г.Тамбова им. Мержанова, дирижёр детского оркестра русских народных инструментов. Также работает дирижёром Липецкого оркестра русских народных инструментов. Кандидат искусствоведения.

Виталий Полозов, «АиФ-Черноземье»: Алексей, что в вашем понимании успех для музыканта-народника?

Алексей Моргунова: Успех, на мой взгляд, — это понятие для каждого индивидуальное. Как счастье, представление о котором у каждого свое. Конечно, жанр народной музыки не предполагает рева стадионов и сияния прожекторов, присущих шоу-бизнесу. Эта музыка давно стала частью академической культуры. Но лично для меня успех — это в первую очередь ощущение своей нужности и востребованности. И потому я, наверное, счастливый человек.

— Вот так уверенно?

— Да. Судите сами. В музыкальной школе у меня есть мой детский оркестр, есть студенты, которым я преподаю в колледже при Тамбовском музыкально-педагогическом институте. Я дирижирую Липецким оркестром русских народных инструментов — живу на два города. Кроме того, выступаю как музыкант и дирижёр в разных городах с коллективами по всей стране. И чем больше таких выступлений, тем интереснее. Это не покорение публики, нет, это возможность увлечь её и выразить себя. А теперь решайте, успех это или нет.

— Как на всё это хватает времени?

— Да, это занятость фактически двадцать четыре часа в сутки, это самая большая проблема. Но в то же время и счастье. Такая вот ирония судьбы, которую ты, однако, себе сам выбираешь.

Зачем уезжать?

Досье
Родился в 1984 в Магнитогорске, окончил музыкальный колледж, в 2003 году поступил в ТГМПИ. им Рахманинова. Преподаватель детской музыкальной школы N 2 г.Тамбова им. Мержанова, дирижёр детского оркестра русских народных инструментов. Также работает дирижёром Липецкого оркестра русских народных инструментов. Кандидат искусствоведения.

— Вы стали победителем на Всероссийском конкурсе дирижёров оркестров русских народных инструментов. Насколько это было неожиданно?

— Действительно, неожиданно. Ведь до этого я занимался только с детским оркестром, а на конкурсе надо было дирижировать самым знаменитым в России Национальным академическим оркестром русских народных инструментов имени Н.О. Осипова, где восемьдесят человек и все — супермузыканты. Однако, оказалось, есть много общего между такими разными коллективами. Оркестрантам надо дать почувствовать настроение произведения, его дух, окраску. Дети это хорошо улавливают, и я к этому привык. Разница лишь в том, что у ребятишек ещё не хватает техники, а опытные музыканты могут сыграть всё. Хотя и этого мало, ведь люди — не клавиши рояля, и надо было найти с профессиональным коллективом общий язык всего за двадцать минут репетиции. Наверное, просто была интересна моя интерпретация конкурсных произведений.

— После победы в таком серьёзном конкурсе вы остались преподавателем детской музыкальной школы, не уехали из Тамбова, несмотря на заманчивые предложения. Почему?

— А почему надо обязательно куда-то уезжать? На мой взгляд, это далеко не так. В Москве ты не только за дорогое жильё платить должен, ты вынужден жертвовать своим временем за жизнь в мегаполисе. А у меня этого нет. А чтобы выступать по стране, можно прекрасно жить в Тамбове. И главное — здесь мои ученики. Когда я вернулся с конкурса, ребята первым делом спросили: «Вы от нас не уедете?». Ну что тут можно ещё ответить?

Какие они, ученики?

— Как вам удалось разглядеть в шестилетней Насте Тюриной звезду программы Первого канала «Лучше всех»?

— Ничего случайного в этом мире не бывает. Особенно в музыке. Мы дружим с её родителями, они люди с музыкальным образованием, однако никогда не заставляли ребёнка на чём-то играть. Но музыка всегда звучала рядом, Настя любит петь, а после того, как родители пришли с девочкой на мой концерт, она сама захотела играть на балалайке. Это очень важно — сама! И в музыкальную школу пошла, как в награду за хорошее поведение! Ребёнка никогда не надо заставлять заниматься музыкой, она должна приносить радость. Тогда и талант раскроется. Настя в свои шесть лет действительно делает невероятные успехи, с концертами выступает и публики не стесняется, а наоборот – радуется. Но за этим стоит немалый труд, и не только в школе, но и дома.


Полная свобода. В Воронеже выступил ансамбль интуитивной музыки «Три «О»

— Но не испортит ли ранняя слава столь юную исполнительницу? Как избежать «звёздной болезни»?

— Действительно, после участия в телепрограмме на девочку просто обрушилось внимание прессы, и посыпались всевозможные приглашения. Одна только возможность сыграть в качестве солистки с оркестром Спивакова на открытии музыкального фестиваля в мае чего стоит. И опасность «звёздной болезни» в этом, конечно, есть. Но лучшее лекарство от неё — здоровая конкуренция, которая есть в музыкальной школе. Лучшие ребята выступают с концертами и буквально дышат друг другу в затылок, прекрасно понимая, что если ты будешь хуже готов на данный момент, то свято место пусто не будет.

— Алексей, что значит для вас успех ваших воспитанников? Насколько реальны перспективы для виртуоза из провинции «пробиться»?

— Насколько у него хватит трудолюбия и таланта. Причём одно без другого не сработает. И очень важно, чтобы начинающему музыканту повезло с преподавателем. Это определяет дальнейшее отношение и к музыке, и к жизни. Мне повезло. Кстати, когда я выступал на завершающем этапе всероссийского конкурса, то вспоминал своего преподавателя из Тамбовского музыкально-педагогического института Алексея Артемьева. Он тоже был в этот момент в зале, специально приехал. А перед ним проиграть было уже никак нельзя. Конечно, для меня победа моих учеников — это и моя победа. К сожалению, здесь играет роль не только сама высокая музыка, но такие приземлённые вещи, как организационные вопросы и пресловутое материальное обеспечение. Увы, но порой на конкурсах я вижу талантливых ребят, которые не могут взять первого места только потому, что у них нет инструмента, позволяющего раскрыть всё, на что они способны. Здесь не бывает мелочей.

— Говорят, что «хорошая музыка от хорошей жизни не рождается». Это горький залог успеха?

— Это очевидно в самом широком смысле. От переживаний рождается внутренний конфликт, который выливается в музыкальное откровение. Так было у всех великих музыкантов и композиторов. Но это переживание в свою очередь рождает саму радость творчества. Как-то после удачного концерта один мальчик из нашего детского оркестра признался, что сегодня у него мурашки бежали по спине — «так здорово мы играли!». Конечно, я заметил и недостатки, но эти мурашки, возможно, лучшая оценка моих усилий как преподавателя. И куда от этого уйти?